Чего ожидать от нового закона “О судоустройстве и статусе судей”? Судебная реформа

Верховная Рада, 2 июня 2016 года, приняла Закон “О судоустройстве и статусе судей”, которым вносятся существенные изменения в части отправления правосудия в Украине, а за ним и изменения в Конституцию, позволяющие такие изменения вносить.

Система судов

На первый взгляд, система судов, предусмотренная Законопроектом №4734, является трехуровневой:
1) местные суды;
2) апелляционные суды;
3) Верховный Суд.

В то же время, для рассмотрения отдельных категорий дел в системе судов будут действовать высшие специализированные суды.

Высшими специализированными судами являются:
1) Высший суд по вопросам интеллектуальной собственности;
2) Высший антикоррупционный суд.

Кроме того, в составе Верховного Суда будут действовать:
1) Большая Палата Верховного Суда;
2) Кассационный административный суд;
3) Кассационный хозяйственный суд;
4) Кассационный уголовный суд;
5) Кассационный гражданский суд.

Всего в Верховном Суде будет не более 200 судей.

Верховный Суд ждут, пожалуй, самые существенные изменения. Прежде всего, они связанны с его формированием. Так, для того, чтобы стать судьей Верховного Суда необязательно иметь стаж работы в должности судьи. Судьей Верховного Суда может быть лицо, отвечающее требованиям к кандидатам на должность судьи, по результатам квалификационного оценивания подтвердившее способность осуществлять правосудие в Верховном Суде, при условии, что кандидат:

1. либо имеет стаж работы в должности судьи не менее десяти лет;
2. либо имеет научную степень в области права и стаж научной работы в сфере права не менее десяти лет;
3. либо имеет опыт профессиональной деятельности адвоката по осуществлению представительства в суде и / или защиты от уголовного обвинения как минимум десять лет;
4. либо имеет совокупный стаж (опыт) работы (профессиональной деятельности) в соответствии с требованиями, определенными пунктами 1 – 3, по меньшей мере десять лет.

Формирование нового Верховного Суда должно быть проведено в течение 6 месяцев после вступления Закона в силу.

Что касается местных и апелляционных судов, стоит отметить появление специализации судей по осуществлению уголовного производства в отношении несовершеннолетних. Судьи, уполномоченные осуществлять уголовное производство в отношении несовершеннолетних, избираются из числа судей соответствующего суда собранием судей этого суда по предложению председателя суда или по предложению любого судьи этого суда, если предложение председателя суда не было поддержано, на срок не более трех лет и могут быть переизбраны повторно. Количество судей, уполномоченных осуществлять уголовное производство в отношении несовершеннолетних, определяется отдельно для каждого суда собранием судей этого суда. Судьей, уполномоченным осуществлять уголовное производство в отношении несовершеннолетних, может быть избран судья со стажем работы судьей не менее десяти лет, опытом осуществления уголовного производства в суде и высокими морально-деловыми и профессиональными качествами. В случае отсутствия в суде судей с необходимым стажем работы судья, уполномоченный осуществлять уголовное производство в отношении несовершеннолетних, избирается из числа судей, которые имеют самый большой стаж работы в должности судьи. Судьи, уполномоченные осуществлять уголовное производство в отношении несовершеннолетних, не освобождаются от исполнения обязанностей судьи соответствующей инстанции, однако осуществление ими таких полномочий учитывается при распределении судебных дел и имеет приоритетное значение.

Важным моментом является также тот факт, что суды будут создаваться и ликвидироваться исключительно законом, Президент более не будет иметь таких полномочий. В то же время, Проект закона об образовании или ликвидации суда вносит в Верховную Раду Украины именно Президент Украины после консультаций с Высшим советом правосудия.

Гарантии независимости судей
С целью обеспечения независимости судей, Законом предлагается отказаться от временного назначения судей (первый раз на пять лет) и гарантировать им пребывание в должности судьи до достижения шестидесяти пяти лет, кроме случаев увольнения судьи с должности или прекращения его полномочий в соответствии с Конституцией Украины и настоящим Законом.

Судьей может стать гражданин Украины не моложе тридцати и не старше шестидесяти пяти лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж профессиональной деятельности в сфере права не менее пяти лет, который является компетентным, добродетельным и владеет государственным языком.

Согласие на задержание судьи будет давать Высший совет правосудия, а не Верховная Рада. Судья, задержанный по подозрению в совершении деяния, за которое установлена уголовная или административная ответственность, должен быть немедленно освобожден после выяснения его личности, за исключением:

1. если Высшим советом правосудия дано согласие на задержание судьи в связи с таким действием;
2. задержания судьи во время или сразу же после совершения тяжкого или особо тяжкого преступления, если такое задержание является необходимым для предупреждения совершения преступления, предотвращения или предупреждения последствий преступления или обеспечения сохранности доказательств этого преступления.

Судье может быть сообщено о подозрении в совершении уголовного преступления только Генеральным прокурором или его заместителем. Судья может быть временно отстранен от правосудия на срок не более двух месяцев в связи с привлечением к уголовной ответственности на основании мотивированного ходатайства Генерального прокурора или его заместителя в порядке, установленном законом. Решение о временном отстранении судьи от правосудия принимается Высшим советом правосудия.

Как будут проверять судей
С целью установления соответствия уровня жизни судьи имеющемся у него и членов его семьи имуществу и полученным ими доходам, проводится мониторинг образа жизни судьи в соответствии с законом. Мониторинг образа жизни судьи может быть проведен по требованию Высшей квалификационной комиссии судей Украины, Высшего совета правосудия и в других случаях, определенных законом.

Полная проверка декларации лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления, которая подается судьей, осуществляется в соответствии с законом центральным органом исполнительной власти со специальным статусом, который обеспечивает формирование и реализует государственную антикоррупционную политику, и заключается в выяснении достоверности задекларированных сведений , точности оценки задекларированных активов проверке на наличие конфликта интересов и признаков незаконного обогащения.

Полная проверка декларации лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления, осуществляется по каждому судье не реже одного раза в пять лет, а также по соответствующему запросу Высшей квалификационной комиссии судей Украины или Высшего совета правосудия.

Также судья обязан ежегодно до 1 февраля подавать путем заполнения на официальном сайте Высшей квалификационной комиссии судей Украины декларацию родственных связей и декларацию доброчестности по форме, которая определяется Комиссией.

С целью содействия Высшей квалификационной комиссии судей Украины в установлении соответствия судьи (кандидата на должность судьи) критериям профессиональной этики и доброчестности создается Общественный совет доброчестности . Общественный совет добродетели состоит из двадцати членов. Его членами могут быть представители правозащитных общественных объединений, ученые-юристы, адвокаты, журналисты, которые являются признанными специалистами в сфере своей профессиональной деятельности, имеют высокую профессиональную репутацию и отвечают критерию политической нейтральности и добродетели.

Для поддержания квалификации судья обязан будет проходить подготовку в Национальной школе судей Украины не реже одного раза в три года. Время такой подготовки не может быть меньше 40 академических часов в течение каждых трех лет пребывания в должности судьи.

Судейское вознаграждение
Законом предусмотрено, что базовый размер должностного оклада судьи составляет: 1) 30 минимальных заработных плат – судьи местного суда; 2) 50 минимальных заработных плат – судьи апелляционного суда, высшего специализированного суда; 3) 75 минимальных заработных плат – судьи Верховного Суда.

Кроме того, предусмотрены доплаты за: выслугу лет; пребывание на административной должности в суде; научную степень; работу, которая предусматривает доступ к государственной тайне, а также региональные коэффициенты, которые применяются к размеру должностного оклада.

Правда повышение судейского оклада будет поэтапным, до 1 января 2020 года.

Право на получение ежемесячного пожизненного денежного содержания в размере, определенном настоящим Законом, будет иметь судья, который по результатам квалификационного оценивания подтвердил соответствие занимаемой должности (способность осуществлять правосудие в соответствующем суде), либо назначен на должность судьи по результатам конкурса, проведенного после вступления в силу настоящего Закона и проработал в должности судьи не менее трех лет со дня принятия решения по результатам такой оценки или конкурса.

Помимо прочего, законом урегулированы вопросы квалификационного оценивания судей, привлечения их к дисциплинарной ответственности, судейского самоуправления и так далее.

Автор: Екатерина Гутгарц
Источник: prostopravo.com.ua

Вам понравиться


error: Копирование запрещено!